село Чаган-Узун


Кош-Агачский район, Республика Алтай

Село в Кош-Агачском районе Республики Алтай. Население 427 чел. (2013 г). Расположено на 864 км Чуйского тракта, в начале Чуйской степи на левом берегу Чуи, в месте впадения реки Чаган-Узун. Недалеко от села расположен заброшенный ртутный рудник, а горы вокруг села имеют яркие красные оттенки из-за большого содержания киновари (ртутной руды). Недалеко от села Чаган-Узун в Чуйской степи есть место с марсианским пейзажем - излюбленное место многих фотографов и туристов.

Село Чаган-Узун расположено в юго-западной части Кош-Агачского района вблизи слияния рек Чаган-Узун и Чуя, а также федеральной автомобильной трассы «Чуйский тракт». Население 427 чел. (2013 г).

В начале XVII века к моменту первых контактов с русскими почти вся территория Чуйского нагорья входила во владения Телесского отока, где на территориях зимних и летних кочевий алтайских отоков, Алтайского зайсана вели полукочевой образ жизни теленгиты. Село Чаган-Узун было образовано как алтайский полукочевой дьюрт, входящих в состав в 1-й дючины Чуйской волости Бийского уезда Томской губернии с родовым управлением в с. Чибит, которое просуществовало вплоть до 1924 года.

Название Чаган-Узун произошло от монгольского «чаган» — белый и «усу» — вода. «Белая вода» — именно такой цвет имеет одноименная река, в устье которой стоит село. Вообще в этом районе многие географические названия произошли от монгольского.

Этнический состав жителей с. Чаган-Узун преимущественно состоит из алтайцев ранее названных теленгитами, имеющих также разделение на роды по сеокам, религия которых шаманство традиционное поклонение духам огня, священных гор, перевалов, источников аржан-суу.

После Октябрьской революции на месте полукочевого дьюрта на территориях с. Чаган-Узун была организована коммуна для ведения отгонного скотоводства, основные животные представляли одногорбый верблюд и овцы. Впоследствии на базе коммуны была организована артель, затем с 1950 года отдельная ферма колхоза «им. XXI съезда КПСС», который просуществовал вплоть до 1990-92 гг. XX века. В этот колхоз также вошли села Курай, Кызыл-Таш, и Чаган-Узун Кош-Агачского района.

Застройка села Чаган-Узун с момента образования велась относительно сложившиеся планировочной оси автомобильной дороги «Чуйский тракт». Сеть улиц в сложившейся застройке имеет некоторый порядок.

В районе села обнаружено множество полезных ископаемых. Ртутные руды (киноварь) дают ярко-кровавый оттенок окружающим горам (см. Марсианские пейзажи). Здесь с 1934 года функционировала Чаган-Узунская ртутедобывающая фабрика (наряду с Акташской). Кроме ртути в породе обнаружены примеси серебра, золота. Известны большие запасы бурого угля. Разведочные геологические штольни можно наблюдать на всех окружающих склонах вокруг Чаган-Узун.

село Чаган-Узун в фотографиях

Чаган-Узун. (© Привалов Андрей || WelcometoAltai.ru)
Чаган-Узун. (© Привалов Андрей || WelcometoAltai.ru)
Мост через Чую на село Чаган-Узун. (© Привалов Андрей || WelcometoAltai.ru)
село Чаган-Узун. (© Джазатор Виталий || panoramio.com)
село Чаган-Узун. (© VGORAH || panoramio.com)
Поворот на село Чаган-Узун. (© ghost19 || panoramio.com)
По дороге к селу Чаган-Узун. (© OlgaO || panoramio.com)

Как добраться

Все дороги в Горный Алтай идут через город Бийск, поэтому описание будет от этого города. Маршрут выглядит следующим образом:
Бийск → Сростки → Майма → Манжерок → Усть-Сема → Шебалино → Семинский перевал → Онгудай → Иня → Акташ → Курай → Чаган-Узун
Расстояние от Бийска примерно 531 км.
GPS-координаты: 50.101223, 88.372449

В Бийске после моста через Бию проезжаем прямо, никуда не сворачивая. За Бийском начнется историческая часть Чуйского тракта. Дорога — отличный асфальт, причем сразу за Бийском идет 4-х полосная дорога. Правда не долго, через 20 км станет обычная двухполосная, но по прежнему отличного качества. Примерно через 150 км после Бийска перед селом Усть-Сема будет развилка. Уходим по главной направо по трассе М-52 на Ташанту. Переезжаем через Катунь по новому мосту.

В Усть-Семе есть старый мост через Катунь, по которому так-же можно уйти направо в сторону Ташанты.

Поднимаемся на Семинский перевал. Хотя это самый высокий перевал на Чуйском тракте, технически он не сложный, спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года. Покрытие на перевале, как и на всем Чуйском тракте — отличный асфальт.Через 80 км будет еще один перевал, один из красивейших и более сложнее чем Семинский — перевал Чике-Таман. Однако и его спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года. За селом Купчегень трасса идет вдоль Катуни. Проезжаем село Иня, за ним место впадения Чуи в Катунь. Теперь Чуйский тракт будет идти вдоль реки Чуя. Проезжаем село Ак-Бом (Белый Бом) и село Чибит, через 7 км будет крупное село Акташ.

Проезжаем Курайскую степь и село Курай. Выезжаем на Чуйскую степь, в самом начале, на 864 км Чуйского тракта будет поворот направо через мост на село Чаган-Узун.

Карта

Достопримечательности рядом

3.2 км
4.1 км
7.3 км
15.7 км
20.9 км
23.9 км
28 км
28.2 км

Где остановиться

от 400 руб.
от 500 руб.
от 650 руб.
от 600 руб.
от 350 руб.
от 1200 руб.
от 850 руб.

Комментировать