Бом Айры-Таш — узкое искусственное ущелье прорубленное в скале при строительстве современного Чуйского тракта. Основную часть ущелья проложили взрывными работами, разбор глыб и выравнивание стен велось отрядами заключенных.
До XX века на месте Айры-Таш была вьючная тропа. Ее можно наблюдать чуть в стороне от современной трассы в зарослях маральника. Тропа была огорожена каменными булыжниками, сохранившимися и поныне.
Древний торговый путь по долинам Чуи и Катуни упоминается еще в китайских летописях тысячелетней давности.
В русских письменных источниках первые сведения о нем появились в 1788 году при Екатерине II. По ее указу были проведены основные работы по улучшению вьючных троп для проезда более крупных обозов. Сейчас, рядом с современным Чуйским трактом во многих местах можно увидеть остатки старых дорог, в том числе и древней вьючной тропы.
Смотрите также: старая дорога перевала Чике-Таман и останки старого Чуйского тракта возле Белого Бома.
Через 80 км будет еще один перевал, один из красивейших и более сложнее чем Семинский — перевал Чике-Таман. Однако и его спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года.
После перевала проезжаем село Купчегень, за ним трасса идет вдоль берега Катуни. Проезжаем интересное место — отвесная стена из прессованного песка. Пересекаем речку Большой Яломан. За ней трасса входит в небольшое ущелье в скале — это и есть ворота Айрыташ. Через полтора километра будет село Малый Яломан.
В Усть-Семе есть старый мост через Катунь, по которому так-же можно уйти направо в сторону Ташанты.