Ворота Айрыташ-бом


Онгудайский район, Республика Алтай

Искусственное ущелье в скале прорубленное для прохождения Чуйского тракта. Расположено перед селом Иня. Рядом с бомом Айрыташ, на склоне, можно увидеть старую тропу Чуйского тракта.

Бом Айры-Таш — узкое искусственное ущелье прорубленное в скале при строительстве современного Чуйского тракта. Основную часть ущелья проложили взрывными работами, разбор глыб и выравнивание стен велось отрядами заключенных.

До XX века на месте Айры-Таш была вьючная тропа. Ее можно наблюдать чуть в стороне от современной трассы в зарослях маральника. Тропа была огорожена каменными булыжниками, сохранившимися и поныне.

Древний торговый путь по долинам Чуи и Катуни упоминается еще в китайских летописях тысячелетней давности.

В русских письменных источниках первые сведения о нем появились в 1788 году при Екатерине II. По ее указу были проведены основные работы по улучшению вьючных троп для проезда более крупных обозов. Сейчас, рядом с современным Чуйским трактом во многих местах можно увидеть остатки старых дорог, в том числе и древней вьючной тропы.

Смотрите также: старая дорога перевала Чике-Таман и останки старого Чуйского тракта возле Белого Бома.

Ворота Айрыташ-бом в фотографиях

Айры-Таш. (© VVVnsk || altai-photo.ru)
Айры-Таш. (© VVVnsk || altai-photo.ru)
Ворота Айрыташ. (© kdmitr68 || fotki.yandex.ru)
Чуйский тракт перед М.Яломаном. (© Anton Semenov || panoramio.com)
Айрыташ. (© Анатолий Привороцкий || panoramio.com)

Как добраться

Все дороги в Горный Алтай идут через город Бийск, поэтому описание будет от этого города. Маршрут выглядит следующим образом:
Бийск → Сростки → Майма → Манжерок → Усть-Сема → Шебалино → Семинский перевал → Онгудай → Купчегень → Ворота Айрыташ-бом
Расстояние от Бийска примерно 353 км.
GPS-координаты: 50.510919, 86.563186

В Бийске после моста через Бию проезжаем прямо, никуда не сворачивая. За Бийском начнется историческая часть Чуйского тракта. Дорога — отличный асфальт, причем сразу за Бийском идет 4-х полосная дорога. Правда не долго, через 20 км станет обычная двухполосная, но по прежнему отличного качества. Примерно через 150 км после Бийска перед селом Усть-Сема будет развилка. Уходим по главной направо по трассе М-52 на Ташанту. Переезжаем через Катунь по новому мосту.

В Усть-Семе есть старый мост через Катунь, по которому так-же можно уйти направо в сторону Ташанты.

Поднимаемся на Семинский перевал. Хотя это самый высокий перевал на Чуйском тракте, технически он не сложный, спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года. Покрытие на перевале, как и на всем Чуйском тракте — отличный асфальт.

Через 80 км будет еще один перевал, один из красивейших и более сложнее чем Семинский — перевал Чике-Таман. Однако и его спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года.

После перевала проезжаем село Купчегень, за ним трасса идет вдоль берега Катуни. Проезжаем интересное место — отвесная стена из прессованного песка. Пересекаем речку Большой Яломан. За ней трасса входит в небольшое ущелье в скале — это и есть ворота Айрыташ. Через полтора километра будет село Малый Яломан.

Карта

Достопримечательности рядом

1 км
1.7 км
5.6 км
7.4 км
8 км
9.5 км
10.9 км
11.6 км

Где остановиться

от 500 руб.
от 2660 руб.
от 500 руб.
от 300 руб.
от 300 руб.
от 800 руб.
от 500 руб.

Комментировать