Водопад Учар


Улаганский район, Республика Алтай

Другое название - Большой Чульчинский водопад. Самый большой в Горном Алтае каскадный водопад. Падение воды с крутого, но не отвесного уступа, общая высота 160 м. Водопад находится в 7 километрах от места впадения реки Чульча в реку Чулышман, на территории Алтайского государственного заповедника. За посещение взимается рекреационный сбор 100руб (2013г.).
Большой Чульчинский водопад (водопад Учар — с алт. «летящий») — самый большой каскадный водопад Республики Алтай. Расположен в Улаганском районе на реке Чульча, правом притоке реки Чурышман, в 7 км от устья. Представляет собой огромный каскад с общей высотой падения в 160 м. протяженность каскадов более 600 м. Водопад расположен на территории Алтайского государственного заповедника. За посещение взимается рекреационный сбор 100р (2013г.).

Водопад Учар в фотографиях

Водопад Учар. (© Denis Ukhov || 500px.com)
Водопад Учар. (© MrAvante22 || panoramio.com)
Водопад Учар. (© Tonelesap || panoramio.com)
Вид с тропы вниз на р. Чульча, по дороге на водопад Учар. (© Artem Pinaev || panoramio.com)
Вид на Учар. (© Leo MG || panoramio.com)
Река Чульча после водопада. (© Stanislaff A Airwave || panoramio.com)

Как добраться

Все дороги в Горный Алтай идут через город Бийск, поэтому описание будет от этого города. Маршрут выглядит следующим образом:
Бийск → Сростки → Майма → Манжерок → Усть-Сема → Шебалино → Семинский перевал → Онгудай → Иня → Акташ → Улаган → Балыктуюль → Водопад Учар
Расстояние от Бийска примерно 536 км. Из которых 10 км придется пройти пешком.
GPS-координаты: 51.117889, 88.089864

В Бийске после моста через Бию проезжаем прямо, никуда не сворачивая. За Бийском начнется историческая часть Чуйского тракта. Дорога — отличный асфальт, причем сразу за Бийском идет 4-х полосная дорога. Правда не долго, через 20 км станет обычная двухполосная, но по прежнему отличного качества. Примерно через 150 км после Бийска перед селом Усть-Сема будет развилка. Уходим по главной направо по трассе М-52 на Ташанту. Переезжаем через Катунь по новому мосту.

В Усть-Семе есть старый мост через Катунь, по которому так-же можно уйти направо в сторону Ташанты.

Поднимаемся на Семинский перевал. Хотя это самый высокий перевал на Чуйском тракте, технически он не сложный, спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года. Покрытие на перевале, как и на всем Чуйском тракте — отличный асфальт.Через 80 км будет еще один перевал, один из красивейших и более сложнее чем Семинский — перевал Чике-Таман. Однако и его спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года. За селом Купчегень трасса идет вдоль Катуни. Проезжаем село Иня, за ним место впадения Чуи в Катунь. Теперь Чуйский тракт будет идти вдоль реки Чуя. Проезжаем село Ак-Бом (Белый Бом) и село Чибит, через 7 км будет крупное село Акташ.

В Акташе поворачиваем с Чуйского тракта налево по указателю на Улаган. Проезжаем знаменитые «Красные ворота». Дорога петляет среди гор, появляется множество озер, выходим на Улаганский перевал. Через 30 км после перевала будет крупное село — Улаган.

В целом от Акташа до Улагана асфальтированная дорога, есть несколько участков с грунтовым покрытием или с плохим асфальтом. Эта трасса не федерального значения, поэтому в сравнении с Чуйским трактом — состояние не очень. Однако проехав до южного побережья Телецкого озера, на обратном пути хочется выскочить и расцеловать асфальт возле Улагана. Все познается в сравнении:-)

Проезжаем село и двигаемся дальше по указателю на Балыктуюль. Еще 15 км грунтовой дороги. В селе Балыктуюль, нужно повернуть направо на первый мост через речку. Дорога пойдет мимо знаменитыхПазырыкских курганов. Продолжаем движение прямо. Временами грунтовка ухудшается, придется ехать медленно и аккуратно, но есть участки где безопасно можно ехать 80 км/ч. Эта дорога приведет прямо к перевалу Кату-Ярык. Слева от начала спуска будет смотровая площадка на долину реки Чулышман.

Если у вас не полноприводная машина с высоким клиренсом, то не советую вам спускаться вниз по перевалу Кату-Ярык, т.к. самостоятельно подняться вы уже не сможете. Будьте внимательны при спуске. Пропускайте машины идущие на подъем. Помните, что перегретые тормоза теряют свою эффективность, останавливайтесь в уширениях дороги для охлаждения тормозов.

После спуска дорога одна — идет на северо-запад вдоль реки Чулышман до самого побережья Телецкого озера. Дорога на тройку, временами еще хуже. Примерно через 25 км после перевала будет турбаза на берегу реки, там нужно переправиться на противоположный берег на моторной лодке, цена 1000 р. (2012 г). На противоположном берегу как раз место впадения реки Чульча в Чулышман. От этого места до водопада еще около 7 км вверх по течению Чульчи.

Карта

Достопримечательности рядом

8.2 км
17.7 км
20 км
21.6 км
23.3 км
23.4 км
24.5 км
24.9 км

Где остановиться

от 350 руб.
от 200 руб.
от 150 руб.
от 9890 руб.
от 300 руб.
от 200 руб.
от 200 руб.

Комментировать