«Цаплинский» мост в селе Иня


Онгудайский район, Республика Алтай

Первый в мире двухцепный мост подобной конструкции. Построен в 1936 году по проекту С.А. Цаплина. Является памятником истории и культуры РФ. Расположен в селе Иня через реку Катунь. С 1970 года не эксплуатируется. Сохранился в хорошем состоянии.

Ининский мост - первый в мире подвестной двухкабельный мост. Только немного позднее подобные мосты были построены в США.

Мост был построен по проекту талантливого русского инженера С.А. Цаплина, который не только проектировал мост, но и был главным инженером и начальником строительства.

Общая длина моста - 142 м, средний речной пролет - 100 м.

Строительство моста было связано со строительством Чуйского тракта. Мост был построен за один год и введен в эксплуатацию в 1936 г. Мост эксплуатировался до 1970 г., до того времени, когда был введен в строй новый железобетонный мост через Катунь.

«Цаплинский» мост в селе Иня в фотографиях

Старый мост в селе Иня. (© MrAvante22 || panoramio.com)
Цаплинский мост в Ине. (© Привалов Андрей || WelcometoAltai.ru)
Первый двухцепный. (© Korney || panoramio.com)
Цаплинский мост. (© Yuriy M || fotki.yandex.ru)
Два моста в селе Иня. (© Alexey V Osipov || panoramio.com)

Как добраться

Все дороги в Горный Алтай идут через город Бийск, поэтому описание будет от этого города. Маршрут выглядит следующим образом:
Бийск → Сростки → Майма → Манжерок → Усть-Сема → Шебалино → Семинский перевал → Онгудай → Иня → «Цаплинский» мост в селе Иня
Расстояние от Бийска примерно 365 км.
GPS-координаты: 50.456725, 86.623491

В Бийске после моста через Бию проезжаем прямо, никуда не сворачивая. За Бийском начнется историческая часть Чуйского тракта. Дорога — отличный асфальт, причем сразу за Бийском идет 4-х полосная дорога. Правда не долго, через 20 км станет обычная двухполосная, но по прежнему отличного качества. Примерно через 150 км после Бийска перед селом Усть-Сема будет развилка. Уходим по главной направо по трассе М-52 на Ташанту. Переезжаем через Катунь по новому мосту.

В Усть-Семе есть старый мост через Катунь, по которому так-же можно уйти направо в сторону Ташанты.

Поднимаемся на Семинский перевал. Хотя это самый высокий перевал на Чуйском тракте, технически он не сложный, спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года. Покрытие на перевале, как и на всем Чуйском тракте — отличный асфальт.

Проезжаем село Онгудай, после которого начинается красивейший перевал Горного Алтая — Чике-Таман. После перевала проезжаем Купчегень и Малый Яломан.

Заезжаем в село Иня по новому автомобильному мосту через Катунь. Справа, параллельно, будет подвесной «Цаплинский» мост.

Чтобы подъехать прямо к мосту, нужно проехать до середины села. Ориентир — слева стадион, справа одноэтажное белое здание шиномонтаж. Поворачиваем к шиномонтажки, обезжаем ее слева и выезжаем на улицу Старый Чуйский тракт. Теперь едем по улице в обратном направлении к «Цаплинскому» мосту. Доезжаем до конца улицы, основная дорога повернет направо обратно на Чуйский тракт (можно было повернуть и сюда, но там мало ориентиров, можно проехать поворот не заметив). Оставляем машину и пешком метров 200 спускаемся к самому мосту. Мост сохранился в хорошем состоянии, пешком с опаской можно пройти, но на автомобиле проезда нет.

Карта

Достопримечательности рядом

0.6 км
2.6 км
4.6 км
5.6 км
7.4 км
7.7 км
7.9 км
8.1 км

Где остановиться

от 2660 руб.
от 500 руб.
от 500 руб.
от 300 руб.
от 800 руб.
от 500 руб.
от 300 руб.

Комментировать