Первые переправы через Катунь в районе села Ая появились в конце 19 начало 20 веков. Паром был в разных местах: ниже села, посредине села (напротив современного Горно-Алтайского аэропорта), выше села и в посёлке Катунь. До
В 1971 году, во время половодья паром оторвало и унесло вниз по течению. На пароме было около 60 человек, автомобили, мотоциклы. Погибло 6 человек. Около двух лет в селе Ая не было переправы, использовали паром соседнего села Платово. В 1973 году появился новый паром совхоза «Айский».
Однако бурное развитие села Ая и совхоза (в те времена это был передовой совхоз Алтая) требовало строительство полноценной мостовой переправы. К тому же паром в период ледостава, ледохода, летом в период половодья и сильных ветров не работал.
В 1979 году силами совхоза «Айский» был построен новый мост на тросах. По началу местные жители называли его «Куксинский мост», в честь первого директора совхоза «Айский», трагически погибшего в 1980 году. Позже закрепилось название «Айский» мост.
Подвесной мост дал новый толчок развития данного района, активно стал развиваться туризм. Мост стал одной из визитных карточек Алтая.
Характеристики моста. Общая длина 153 м, длина центрального пролета 105 м, грузоподъемность 10 т, одна полоса для движения. Покрытие дороги моста — дерево. Проезд по мосту всегда был платным, т.к. строился на средства совхоза, и позже перешел на баланс СПК «Айский».
Мост требует регулярного осмотра и обслуживания. В 1983 году провели реконструкцию, в 2009 году — капитальный ремонт с частичной заменой деревянного покрытия. Из-за колоссальной загруженности в туристический сезон, мост испытывает уже не расчетные нагрузки. В 2013 году открывается новый Айский железо-бетонный мост в
Т.к. появился дублер, старый Айский мост в 2013 году закрывается для проезда и прохода из-за плохого состояния. Требуется очередная реконструкция моста, но у СПК «Айский» нет на это средств, Администрация тоже не выделяет денег, т.к. по сути это частный мост. Таким образом, одна из визитных карточек Аи постепенно может исчезнуть. Сильнейшие паводки 2014 года мост выдержал, но деревянное покрытие и несущие тросы в плачевном состоянии.
Будем надеяться что СПК «Айский» и Администрация Республики Алтай как-нибудь договорятся и не допустят исчезновению такой популярнейшей достопримечательности Алтая.
После села Рыбалка на 455 км будет поворот направо и через 50 м тупик. Проход к мосту закрыт и завален кучей щебня.
Также можно проехать дальше по Чуйскому тракту и повернуть направо на новый Айский мост, переехав на другой берег, сворачиваем направо и доезжаем до другой части старого Айского моста.