Рудник «Калгутинский»


Кош-Агачский район, Республика Алтай

Заброшенный рудник. Место добычи вольфрамовой, молибденовой руды и обогатительная фабрика

Заброшенный рудник по добыче молибденовых и вольфрамовых руд. В 7 км от рудника находится обогатительная фабрика. В 2008 году собственник — ООО «Калгутинское», был обанкрочен, фабрика и рудник разорены. В настоящее время фабрика используется полулегально местным населением для вторичной переработки «хвостов». Рудник полностью заброшен.

Рудник был открыт в 30-х годах ХХ века. До 60-х годов на руднике и фабрике работали в основном заключенные.

В 2004 году была попытка модернизации фабрики и рудника. На тот момент фабрика выдавала около 4 тонн в сутки молибденового концентрата и около 8 тонн в сутки вольфрамового концентрата.

Кроме вольфрама и молибдена в руде содержится много меди, однако она полностью отбрасывается в «хвосты» из-за нерентабельного производства и доставки. В руде часто встречается минерал берилл и его разновидность — аквамарин, однако из-за применения взрывных работ при добыче руды, все драгоценные и полудрагоценные минералы имеют множество трещин и дефектов, в результате чего не представляют никакого интереса.

Иногда добытая руда имеет повышенный радиоактивный фон из-за содержания примесей урана, такую руду оставляют в шахте, а ствол шахты полностью затапливают и заливают бетоном. На фабрике и в «хвостах» повышенного радиоактивного фона не обнаружено.

Рудник «Калгутинский» в фотографиях

Рудник Калгутинский. Декабрь 2007 года. (© ANDREY KISELEV || panoramio.com)
Рудник Калгутинский. Вход в штольню. (© roman.altay || fotki.yandex.ru)
Вид на рудник Калгутинский. (© roman.altay || fotki.yandex.ru)
В штольни. (© roman.altay || fotki.yandex.ru)
Разруха на фоне Южно-Чуйского хребта. (© roman.altay || fotki.yandex.ru)

Как добраться

Все дороги в Горный Алтай идут через город Бийск, поэтому описание будет от этого города. Маршрут выглядит следующим образом:
Бийск → Сростки → Майма → Манжерок → Усть-Сема → Шебалино → Семинский перевал → Онгудай → Иня → Акташ → Курай → Кош-Агач → Погранзастава «Солонешное» → Термальные источники «Теплый ключ» → Рудник «Калгутинский»
Расстояние от Бийска примерно 676 км.
GPS-координаты: 49.427118, 88.07803

В Бийске после моста через Бию проезжаем прямо, никуда не сворачивая. За Бийском начнется историческая часть Чуйского тракта. Дорога — отличный асфальт, причем сразу за Бийском идет 4-х полосная дорога. Правда не долго, через 20 км станет обычная двухполосная, но по прежнему отличного качества. Примерно через 150 км после Бийска перед селом Усть-Сема будет развилка. Уходим по главной направо по трассе М-52 на Ташанту. Переезжаем через Катунь по новому мосту.

В Усть-Семе есть старый мост через Катунь, по которому так-же можно уйти направо в сторону Ташанты.

Поднимаемся на Семинский перевал. Хотя это самый высокий перевал на Чуйском тракте, технически он не сложный, спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года. Покрытие на перевале, как и на всем Чуйском тракте — отличный асфальт.Через 80 км будет еще один перевал, один из красивейших и более сложнее чем Семинский — перевал Чике-Таман. Однако и его спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года. За селом Купчегень трасса идет вдоль Катуни. Проезжаем село Иня, за ним место впадения Чуи в Катунь. Теперь Чуйский тракт будет идти вдоль реки Чуя. Проезжаем село Ак-Бом (Белый Бом) и село Чибит, через 7 км будет крупное село Акташ. Проезжаем Акташ и Курайскую степь. Выезжаем на Чуйскую степь.

Доезжаем до районного центра — Кош-Агач. Это последний крупный населенный пункт на пути к руднику. Заправляем автомобиль, пополняем припасы еды и питья. В селе поворачиваем с трассы направо по указателю на село Беляши (Джазатор), выезжаем из Кош-Агач. Асфальт заканчивается и больше его не будет. Сносная грунтовка идет через всю Чуйскую степь на юг. Дорога может раздваиваться, ехать можно по любой, они все выведут в нужном направлении.

Внимание! В Чуйской степи существуют старые оросительные каналы. Будьте осторожны при езде по степи, можно легко залететь в один из каналов. До ближайшего трактора придется идти километров 15.

Через 25 км от села, на окраине Чуйской степи проезжаем интересный археологический памятник — Тархатинский мегалитический комплекс, еще через 3,5 км — шлагбаум, погранзастава «Солонешное», проверка паспортов и пропусков (незабываем взять с собой документы!). После погранзаставы заканчивается Чуйская степь, дорога входит в долину реки Тархата. Временами можно ехать до 80 км/ч, есть участки с плохой дорогой. Проезжаем мимо небольшого озера — Тархатинского.

Примерно через 40 км от погранзаставы подъезжаем к развилки. Направо — в сторону села Беляши (Джазатор), нам нужно налево — на Джумалинские термальные источники и плато Укок. Дорога ухудшается, временами одно направление. Примерно через 25 км от развилки выезжаем в долину реки Жумалы. Еще через 5 км вверх по течению Жумалы будет обогатительная фабрика и Джумалинские термальные источники. От фабрики налево уходит грунтовая дорога на рудник. Поворачиваем на нее, через 7 км появятся бараки и сама шахта рудника.

Карта

Достопримечательности рядом

3.7 км
3.9 км
4 км
28.3 км
34.1 км
39.2 км
50.8 км
55.7 км

Где остановиться

от 175 руб.
от 650 руб.
от 850 руб.
от 1200 руб.
от 350 руб.
от 400 руб.
от 500 руб.

Комментировать