Месторождение ртути было открыто в 1842 г. П. А. Чихачёвым. В 1914 г. В. А. Обручев и в 1925 г. геолог В. Н. Нехорошев сделали карты геологического строения района Акташа. В
В эти места приехала артель не только для добычи, но и для переработки руды. Был построен металлургический завод, на котором использовались примитивные тигельные печи. К концу войны артель была преобразована в государственное предприятие. Так возникло Акташское рудоплавление.
Недалеко был построен поселок для работников рудника, ныне село Акташ. Недалеко от поселка находится штольня, к которой уходит дорога. Вглубь штольни уходил километровый тоннель, освящённый фонарями, по ней тянулась узкоколейка по которой электровоз вёз вагонетки с рудой. Температура в шахте была около 0℃, а дальше, в зоне вечной мерзлоты она опускалась и ниже. Стены и потолок были обиты деревом, на полу — деревянный настил. Через единственный цех завода протянулась огромная труба. С одной стороны в неё засыпалась руда, и нагревалась до 1000℃, при этом происходила возгонка ртути, затем она конденсировалась и приобретала привычный вид.
Для энергообеспечения предприятия в
Потом металлургический цех в связи с истощением месторождения стал перерабатывать ртутьсодержащие отходы химического производства, которые привозят на рудник. До 2004 года ГУП «Акташское Горнометаллургическое предприятие» являлось единственным в России предприятием по производству металлической ртути. В 2004 году предприятие было ликвидировано.
Акташского месторождение с обогатительной фабрикой выдавали очень чистую ртуть, несмотря на примитивные методы добычи и обогащения. 95% ртути — это был не предел для фабрики.
В настоящий момент фабрика и рудник выкуплены в частные руки, но добыча и производство заморожено. Проезд на рудник закрыт шлагбаумом, но всегда можно договориться с охраной.
Источник: forum.academ.org
В Акташе поворачиваем налево по указателю на Улаган. Проезжаем село и на выезде основная трасса уходит налево, а нам нужно направо на щебеночную дорогу. Дорога плохого состояния, как стиральная доска, но грязи нет и проехать можно в любую погоду на любом автомобиле.
Примерно через 5 км впереди появятся огромные насыпи отработанной руды, огибаем их по дороге справа. После насыпей будет шлагбаум за которым ртутный рудник. Местный сторож за символичную плату в 100 рублей (2012 год) откроет вам шлагбаум и пустит на территорию рудника. Проезжаем мимо разрушенных зданий, едем по основной дороги, она петляет, временами огибая холмы будет поворачивать на 180 град. Через 2,5 км после шлагбаума появятся опять разрушенные строения и увидите вдалеке створ шахты.
Если продолжим движение дальше на крутой подъем в гору, по попадем прямо к акташской радиовышке УРС-08609
В Усть-Семе есть старый мост через Катунь, по которому так-же можно уйти направо в сторону Ташанты.