Ртутный рудник за Акташом


Улаганский район, Республика Алтай

Заброшенный рудник. Место добычи ртутной руды и обогатительная фабрика.

Месторождение ртути было открыто в 1842 г. П. А. Чихачёвым. В 1914 г. В. А. Обручев и в 1925 г. геолог В. Н. Нехорошев сделали карты геологического строения района Акташа. В 1934-35 гг. поисковой партией геологов В. А. Кузнецова и А. С. Мухина установлено, что месторождение может успешно использоваться. Разработку его сдерживала отдаленность от промышленных центров, труднодоступность и отсутствие железной дороги для транспортировки. Лишь в 1942 г., в годы Отечественной войны, когда главные месторождения ртути оказались на захваченной территории, началась разработка Акташского месторождения киновари.

В эти места приехала артель не только для добычи, но и для переработки руды. Был построен металлургический завод, на котором использовались примитивные тигельные печи. К концу войны артель была преобразована в государственное предприятие. Так возникло Акташское рудоплавление.

Недалеко был построен поселок для работников рудника, ныне село Акташ. Недалеко от поселка находится штольня, к которой уходит дорога. Вглубь штольни уходил километровый тоннель, освящённый фонарями, по ней тянулась узкоколейка по которой электровоз вёз вагонетки с рудой. Температура в шахте была около 0℃, а дальше, в зоне вечной мерзлоты она опускалась и ниже. Стены и потолок были обиты деревом, на полу — деревянный настил. Через единственный цех завода протянулась огромная труба. С одной стороны в неё засыпалась руда, и нагревалась до 1000℃, при этом происходила возгонка ртути, затем она конденсировалась и приобретала привычный вид.

Для энергообеспечения предприятия в 1960-х годах на Чуе строилась Акташская ГЭС, однако её строительство завершено не было, недостроенные сооружения станции заброшены.

Потом металлургический цех в связи с истощением месторождения стал перерабатывать ртутьсодержащие отходы химического производства, которые привозят на рудник. До 2004 года ГУП «Акташское Горнометаллургическое предприятие» являлось единственным в России предприятием по производству металлической ртути. В 2004 году предприятие было ликвидировано.

Акташского месторождение с обогатительной фабрикой выдавали очень чистую ртуть, несмотря на примитивные методы добычи и обогащения. 95% ртути — это был не предел для фабрики.

В настоящий момент фабрика и рудник выкуплены в частные руки, но добыча и производство заморожено. Проезд на рудник закрыт шлагбаумом, но всегда можно договориться с охраной.

Источник: forum.academ.org

Ртутный рудник за Акташом в фотографиях

Заброшенный рудник. (© Максим Лепчугов || panoramio.com)
Дорога на рудник. (© Вячеслав Маслов || panoramio.com)
Террикон. (© Vyacheslav Shevchenko || panoramio.com)
Заброшенный ртутный рудник. (© Raville Ahmedov || panoramio.com)
Заброшенный рудник. (© alexvarand || panoramio.com)
Заброшенный рудник. (© Вячеслав Ивин || panoramio.com)
Заброшенный рудник. (© Вячеслав Ивин || panoramio.com)
Заброшенное строение. (© temp-64GTX || panoramio.com)
Заброшенный рудник. (© Вячеслав Ивин || panoramio.com)

Как добраться

Все дороги в Горный Алтай идут через город Бийск, поэтому описание будет от этого города. Маршрут выглядит следующим образом:
Бийск → Сростки → Майма → Манжерок → Усть-Сема → Шебалино → Семинский перевал → Онгудай → Иня → Акташ → Ртутный рудник за Акташом
Расстояние от Бийска примерно 466 км.
GPS-координаты: 50.317413, 87.723519

В Бийске после моста через Бию проезжаем прямо, никуда не сворачивая. За Бийском начнется историческая часть Чуйского тракта. Дорога — отличный асфальт, причем сразу за Бийском идет 4-х полосная дорога. Правда не долго, через 20 км станет обычная двухполосная, но по прежнему отличного качества. Примерно через 150 км после Бийска перед селом Усть-Сема будет развилка. Уходим по главной направо по трассе М-52 на Ташанту. Переезжаем через Катунь по новому мосту.

В Усть-Семе есть старый мост через Катунь, по которому так-же можно уйти направо в сторону Ташанты.

Поднимаемся на Семинский перевал. Хотя это самый высокий перевал на Чуйском тракте, технически он не сложный, спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года. Покрытие на перевале, как и на всем Чуйском тракте — отличный асфальт.Через 80 км будет еще один перевал, один из красивейших и более сложнее чем Семинский — перевал Чике-Таман. Однако и его спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года. За селом Купчегень трасса идет вдоль Катуни. Проезжаем село Иня, за ним место впадения Чуи в Катунь. Теперь Чуйский тракт будет идти вдоль реки Чуя. Проезжаем село Ак-Бом (Белый Бом) и село Чибит, через 7 км будет крупное село Акташ.

В Акташе поворачиваем налево по указателю на Улаган. Проезжаем село и на выезде основная трасса уходит налево, а нам нужно направо на щебеночную дорогу. Дорога плохого состояния, как стиральная доска, но грязи нет и проехать можно в любую погоду на любом автомобиле.

Примерно через 5 км впереди появятся огромные насыпи отработанной руды, огибаем их по дороге справа. После насыпей будет шлагбаум за которым ртутный рудник. Местный сторож за символичную плату в 100 рублей (2012 год) откроет вам шлагбаум и пустит на территорию рудника. Проезжаем мимо разрушенных зданий, едем по основной дороги, она петляет, временами огибая холмы будет поворачивать на 180 град. Через 2,5 км после шлагбаума появятся опять разрушенные строения и увидите вдалеке створ шахты.

Если продолжим движение дальше на крутой подъем в гору, по попадем прямо к акташской радиовышке УРС-08609

Карта

Достопримечательности рядом

3.1 км
5.1 км
8.3 км
8.4 км
8.6 км
11.9 км
14.6 км
15.3 км

Где остановиться

от 200 руб.
от 1000 руб.
от 500 руб.
от 550 руб.
от 400 руб.
от 2000 руб.
от 500 руб.

Комментировать