Перевал Кату-Ярык


Улаганский район, Республика Алтай

Один из самых технически трудных перевалов Горного Алтая, и в то же время один из красивейших. По сути это крутой спуск с Улаганского плато в долину реки Чулышман. Доступен только для высоких полноприводных автомобилей, однако у начала подъема всегда дежурит трактор для помощи.

Кату-Ярык — перевал в Улаганском районе Республики Алтай. Один из сложнейших автомобильных перевалов Алтая. По сути это крутой спуск с Улаганского нагорья в долину реки Чулышман. Перепад высот — 900 м, длина спуска — 3700 м, серпантин имеет 9 поворотов.

Кату-Ярык — единственный способ добраться на автомобиле в села Коо и Балыкча, а также проехать к южному берегу Телецкого озера.

Перевал был открыт в октябре 1989 года по инициативе директора совхоза «Советский Алтай» А.В. Санаа. До этого была крутая конная тропа. В июле 2011 года началось строительство нового, более пологого и безопасного перевала. Его начало будет слева от смотровой площадки Кату-Ярык.

Если у вас не полноприводная машина с высоким клиренсом, то не советую вам спускаться вниз по перевалу Кату-Ярык, т.к. самостоятельно подняться вы уже не сможете. Будьте внимательны при спуске. Пропускайте машины идущие на подъем. Помните, что перегретые тормоза теряют свою эффективность, останавливайтесь в уширениях дороги для охлаждения тормозов.

Перевал Кату-Ярык в фотографиях

Перевал Кату-Ярык. (© Дмитрий Антипов || adima.35photo.ru)
Каньон Чулышмана. (© Константин Белошапкин || whitecap.35photo.ru)
Перевал. (© Галина Хвостенко || galina.35photo.ru)
Перевал Кату-Ярык. (© Игорь Антонов || panoramio.com)
Кату-Ярык. Подъём. (© Олейник Игорь || panoramio.com)
Спуск с перевала Кату-Ярык. (© Artem Pinaev || panoramio.com)
Спуск с Кату-Ярык. (© Olga Ivanova || panoramio.com)

Как добраться

Все дороги в Горный Алтай идут через город Бийск, поэтому описание будет от этого города. Маршрут выглядит следующим образом:
Бийск → Сростки → Майма → Манжерок → Усть-Сема → Шебалино → Семинский перевал → Онгудай → Иня → Акташ → Улаган → Балыктуюль → Перевал Кату-Ярык
Расстояние от Бийска примерно 525 км.
GPS-координаты: 50.910633, 88.222877

В Бийске после моста через Бию проезжаем прямо, никуда не сворачивая. За Бийском начнется историческая часть Чуйского тракта. Дорога — отличный асфальт, причем сразу за Бийском идет 4-х полосная дорога. Правда не долго, через 20 км станет обычная двухполосная, но по прежнему отличного качества. Примерно через 150 км после Бийска перед селом Усть-Сема будет развилка. Уходим по главной направо по трассе М-52 на Ташанту. Переезжаем через Катунь по новому мосту.

В Усть-Семе есть старый мост через Катунь, по которому так-же можно уйти направо в сторону Ташанты.

Поднимаемся на Семинский перевал. Хотя это самый высокий перевал на Чуйском тракте, технически он не сложный, спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года. Покрытие на перевале, как и на всем Чуйском тракте — отличный асфальт.Через 80 км будет еще один перевал, один из красивейших и более сложнее чем Семинский — перевал Чике-Таман. Однако и его спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года. За селом Купчегень трасса идет вдоль Катуни. Проезжаем село Иня, за ним место впадения Чуи в Катунь. Теперь Чуйский тракт будет идти вдоль реки Чуя. Проезжаем село Ак-Бом (Белый Бом) и село Чибит, через 7 км будет крупное село Акташ.

В селе с трассы поворачиваем налево по указателям на Улаган. Проезжаем село Акташ насквозь, начинается грунтовая дорога. Проезжаем знаменитые «Красные ворота». Дорога петляет среди гор, появляется множество озер, выходим на Улаганский перевал. Через 30 км после перевала будет крупное село — Улаган.

Проезжаем село и двигаемся дальше по указателю на Балыктуюль. Еще 15 км грунтовой дороги. В селе Балыктуюль, нужно повернуть направо на первый мост через речку. Дорога пойдет мимо знаменитых Пазырыкских курганов. Продолжаем движение прямо. Временами грунтовка ухудшается, придется ехать медленно и аккуратно, но есть участки где безопасно можно ехать 80 км/ч. Эта дорога приведет прямо к перевалу Кату-Ярык. Слева от начала спуска будет смотровая площадка на долину реки Чулышман.

Если у вас не полноприводная машина с высоким клиренсом, то не советую вам спускаться вниз по перевалу Кату-Ярык, т.к. самостоятельно подняться вы уже не сможете. Будьте внимательны при спуске. Пропускайте машины идущие на подъем. Помните, что перегретые тормоза теряют свою эффективность, останавливайтесь в уширениях дороги для охлаждения тормозов.

Карта

Достопримечательности рядом

0.6 км
1.6 км
2.7 км
3.9 км
5.1 км
8.8 км
21.2 км
21.9 км

Где остановиться

от 150 руб.
от 200 руб.
от 350 руб.
от 9890 руб.
от 300 руб.
от 200 руб.
от 200 руб.

Комментировать