Кату-Ярык — перевал в Улаганском районе Республики Алтай. Один из сложнейших автомобильных перевалов Алтая. По сути это крутой спуск с Улаганского нагорья в долину реки Чулышман. Перепад высот — 900 м, длина спуска — 3700 м, серпантин имеет 9 поворотов.
Кату-Ярык — единственный способ добраться на автомобиле в села Коо и Балыкча, а также проехать к южному берегу Телецкого озера.
Перевал был открыт в октябре 1989 года по инициативе директора совхоза «Советский Алтай» А.В. Санаа. До этого была крутая конная тропа. В июле 2011 года началось строительство нового, более пологого и безопасного перевала. Его начало будет слева от смотровой площадки Кату-Ярык.
Если у вас не полноприводная машина с высоким клиренсом, то не советую вам спускаться вниз по перевалу Кату-Ярык, т.к. самостоятельно подняться вы уже не сможете. Будьте внимательны при спуске. Пропускайте машины идущие на подъем. Помните, что перегретые тормоза теряют свою эффективность, останавливайтесь в уширениях дороги для охлаждения тормозов.
В селе с трассы поворачиваем налево по указателям на Улаган. Проезжаем село Акташ насквозь, начинается грунтовая дорога. Проезжаем знаменитые «Красные ворота». Дорога петляет среди гор, появляется множество озер, выходим на Улаганский перевал. Через 30 км после перевала будет крупное село — Улаган.
Проезжаем село и двигаемся дальше по указателю на Балыктуюль. Еще 15 км грунтовой дороги. В селе Балыктуюль, нужно повернуть направо на первый мост через речку. Дорога пойдет мимо знаменитых Пазырыкских курганов. Продолжаем движение прямо. Временами грунтовка ухудшается, придется ехать медленно и аккуратно, но есть участки где безопасно можно ехать 80 км/ч. Эта дорога приведет прямо к перевалу Кату-Ярык. Слева от начала спуска будет смотровая площадка на долину реки Чулышман.
Если у вас не полноприводная машина с высоким клиренсом, то не советую вам спускаться вниз по перевалу Кату-Ярык, т.к. самостоятельно подняться вы уже не сможете. Будьте внимательны при спуске. Пропускайте машины идущие на подъем. Помните, что перегретые тормоза теряют свою эффективность, останавливайтесь в уширениях дороги для охлаждения тормозов.
В Усть-Семе есть старый мост через Катунь, по которому так-же можно уйти направо в сторону Ташанты.