Обогатительная фабрика «Калгутинская»


Кош-Агачский район, Республика Алтай

Заброшенная фабрика «Калгутинская» по обогащению вольфрамовой и молибденовой руды. Расположена по дороге на плато Укок, недалеко от перевала «Теплый ключ», в километре от Джумалинских термальных источников. Недалеко находится рудник, откуда привозили руду на обогащение. Фабрика и рудник были в конце 30-х годов. В настоящий момент находится в заброшенном состоянии.

Заброшенная фабрика по обогащению молибденовых и вольфрамовых руд. Построена в 7 км от рудника. в 2008 году собственник — ООО «Калгутинское», был обанкрочен, фабрика и рудник разорены. В настоящее время используется полулегально местным населением для вторичной переработки «хвостов».

Была открыта в 30-х годах 20 века вместе с рудником. До 60-х годов на руднике и фабрике работали в основном заключенные.

В 2004 году была попытка модернизации фабрики. На тот момент плановая выработка составляла около 4 тонн в сутки молибденового концентрата и около 8 тонн в сутки вольфрамового концентрата.

В отбросах после обогащения («хвосты») содержится большое количество меди. В руде часто встречается минерал берилл и его разновидность — аквамарин, однако из-за применения взрывных работ при добыче руды, все драгоценные и полудрагоценные минералы имеют множество трещин и дефектов, в результате чего не представляют никакого интереса.

Иногда добытая руда имеет повышенный радиоактивный фон из-за содержания примесей урана, такую руду оставляют в шахте, а ствол шахты полностью затапливают и заливают бетоном. На фабрике и в «хвостах» повышенного радиоактивного фона не обнаружено.

Обогатительная фабрика «Калгутинская» в фотографиях

Заброшенная обогатительная фабрика. (© Привалов Андрей || WelcometoAltai.ru)
Фабрика с высоты. (© Привалов Андрей || WelcometoAltai.ru)
Руины горного комбината (26 июля 2012г.) (© ShatoOn || panoramio.com)
«Калгутинская» обогатительная фабрика. (© Richard Lozin || panoramio.com)
Вид на Калгутинскую фабрику и Джумалинские ключи. (© avante22 || fotki.yandex.ru)

Как добраться

Все дороги в Горный Алтай идут через город Бийск, поэтому описание будет от этого города. Маршрут выглядит следующим образом:
Бийск → Сростки → Майма → Манжерок → Усть-Сема → Шебалино → Семинский перевал → Онгудай → Иня → Акташ → Курай → Кош-Агач → Погранзастава «Солонешное» → Термальные источники «Теплый ключ» → Обогатительная фабрика «Калгутинская»
Расстояние от Бийска примерно 666 км.
GPS-координаты: 49.461735, 88.060579

В Бийске после моста через Бию проезжаем прямо, никуда не сворачивая. За Бийском начнется историческая часть Чуйского тракта. Дорога — отличный асфальт, причем сразу за Бийском идет 4-х полосная дорога. Правда не долго, через 20 км станет обычная двухполосная, но по прежнему отличного качества. Примерно через 150 км после Бийска перед селом Усть-Сема будет развилка. Уходим по главной направо по трассе М-52 на Ташанту. Переезжаем через Катунь по новому мосту.

В Усть-Семе есть старый мост через Катунь, по которому так-же можно уйти направо в сторону Ташанты.

Поднимаемся на Семинский перевал. Хотя это самый высокий перевал на Чуйском тракте, технически он не сложный, спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года. Покрытие на перевале, как и на всем Чуйском тракте — отличный асфальт.Через 80 км будет еще один перевал, один из красивейших и более сложнее чем Семинский — перевал Чике-Таман. Однако и его спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года. За селом Купчегень трасса идет вдоль Катуни. Проезжаем село Иня, за ним место впадения Чуи в Катунь. Теперь Чуйский тракт будет идти вдоль реки Чуя. Проезжаем село Ак-Бом (Белый Бом) и село Чибит, через 7 км будет крупное село Акташ. Проезжаем Акташ и Курайскую степь. Выезжаем на Чуйскую степь.

Доезжаем до районного центра — Кош-Агач. Это последний крупный населенный пункт на пути к фабрике. Заправляем автомобиль, пополняем припасы еды и питья. В селе поворачиваем с трассы направо по указателю на село Беляши (Джазатор), выезжаем из Кош-Агач. Асфальт заканчивается и больше его не будет. Сносная грунтовка идет через всю Чуйскую степь на юг. Дорога может раздваиваться, ехать можно по любой, они все выведут в нужном направлении.

Внимание! В Чуйской степи существуют старые оросительные каналы. Будьте осторожны при езде по степи, можно легко залететь в один из каналов. До ближайшего трактора придется идти километров 15.

Через 25 км от села, на окраине Чуйской степи проезжаем интересный археологический памятник — Тархатинский мегалитический комплекс, еще через 3,5 км — шлагбаум, погранзастава «Солонешное», проверка паспортов и пропусков (незабываем взять с собой документы!). После погранзаставы заканчивается Чуйская степь, дорога входит в долину реки Тархата. Временами можно ехать до 80 км/ч, есть участки с плохой дорогой. Проезжаем мимо небольшого озера — Тархатинского.

Примерно через 40 км от погранзаставы подъезжаем к развилки. Направо — в сторону села Беляши (Джазатор), нам нужно налево — на Джумалинские термальные источники и плато Укок. Дорога ухудшается, временами одно направление. Примерно через 25 км от развилки выезжаем в долину реки Жумалы. Еще через 5 км вверх по течению Жумалы будет фабрика.

Недалеко от фабрики находятся знаменитые Джумалинские радоновые источники, а далее по дороге через перевал «Теплый ключ» будет плато Укок.

Карта

Достопримечательности рядом

0.6 км
4 км
6.2 км
29 км
36.8 км
39.7 км
48.5 км
52.6 км

Где остановиться

от 175 руб.
от 850 руб.
от 400 руб.
от 650 руб.
от 1200 руб.
от 350 руб.
от 500 руб.

Комментировать