Чертов мост


Улаганский район, Республика Алтай

Пешеходный мост через реку Чулышман в его верховьях, недалеко от села Язула. Представляет собой несколько поваленных деревьев над узким каньоном реки. Другое название - Солдатский мост. Находится в запущенном состоянии, при переправе через него нужно быть осторожным.

Старый деревянный мост через Чулышман в верхнем его течении недалеко от деревни Язула. Расположен в Улаганском районе Республике Алтай. Популярная достопримечательность у туристов и фотографов. От Чертова моста начинается сплав по реке Чулышман у профессиональных водников.

Существует две версии происхождения данного моста. По одной из них, мост был построен в 30-х годах прошлого века пограничным отрядом, который базировался в селе Язула. В то время соседняя Тува была самостоятельным государством (Тувинская Народная Республика), и для патрулирования приграничной территории необходима была переправа через Чулышман. От сюда идет и второе название моста — Солдатский мост.

По второй версии — мост был построен в начале 20 века силами местных жителей для перегона скота на пастбища и освоение обоих берегов Чулышмана.

Название моста пошло за его кажущуюся хрупкую конструкцию, не каждый решится по нему пройти. Кажется что сам дьявол соорудил данную переправу, как ловушку для людей. Однако в старые времена мост имел вполне надежный вид и назывался Язулинским мостом. До 60-х годов имел ровное покрытие из тонких стволов деревьев, и по нему можно было проехать на лошадях или перегнать небольшое стадо коров.

Конструкция моста была типична для того времени в этом регионе. Строился из подручных средств без единого гвоздя. 4-6 длинных обтесанных бревна скрепляли между собой наподобие плота. На обоих берегах реки напротив друг друга устанавливали эти «плоты» максимально выдвигая над рекой. Для противовеса концы «плотов» заваливали крупными глыбами камней. В оставшийся пролет над рекой укладывали еще один «плот», который уже опирался не в берега реки, а в торчащие концы боковых «плотов». Напоследок, поперек моста на всем его протяжении укладывали тонкие стволы деревьев, образуя относительно ровное покрытие. Таким образом мост вполне выдерживал до нескольких центнеров веса, что вполне хватало для того времени.

В настоящее время мост имеет плачевное состояние. Не рекомендуется по нему переправляться без страховки. Все таки мост стоит уже почти 100 лет и никогда не ремонтировался!

Чертов мост в фотографиях

Бурные воды Чулышмана... (© Наталья Якушко || altai-photo.ru)
Чертов мост. (© Natalyy2006 || altai-photo.ru)
Чертов мост. 1959 год. (© Житенёв Дмитрий Валерьянович || altai-photo.ru)
Чёртов мост. Язулинские лесники. 1959 год. (© Житенёв Дмитрий Валерьянович || altai-photo.ru)
Чертов мост. 1959 год. (© Житенёв Дмитрий Валерьянович || altai-photo.ru)

Как добраться

Все дороги в Горный Алтай идут через город Бийск, поэтому описание будет от этого города. Маршрут выглядит следующим образом:
Бийск → Сростки → Майма → Манжерок → Усть-Сема → Шебалино → Семинский перевал → Онгудай → Иня → Акташ → Улаган → Язула → Чертов мост
Расстояние от Бийска примерно 658 км. Из которых 9 км придется пройти пешком.
GPS-координаты: 50.58107, 88.8286

В Бийске после моста через Бию проезжаем прямо, никуда не сворачивая. За Бийском начнется историческая часть Чуйского тракта. Дорога — отличный асфальт, причем сразу за Бийском идет 4-х полосная дорога. Правда не долго, через 20 км станет обычная двухполосная, но по прежнему отличного качества. Примерно через 150 км после Бийска перед селом Усть-Сема будет развилка. Уходим по главной направо по трассе М-52 на Ташанту. Переезжаем через Катунь по новому мосту.

В Усть-Семе есть старый мост через Катунь, по которому так-же можно уйти направо в сторону Ташанты.

Поднимаемся на Семинский перевал. Хотя это самый высокий перевал на Чуйском тракте, технически он не сложный, спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года. Покрытие на перевале, как и на всем Чуйском тракте — отличный асфальт.Через 80 км будет еще один перевал, один из красивейших и более сложнее чем Семинский — перевал Чике-Таман. Однако и его спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года. За селом Купчегень трасса идет вдоль Катуни. Проезжаем село Иня, за ним место впадения Чуи в Катунь. Теперь Чуйский тракт будет идти вдоль реки Чуя. Проезжаем село Ак-Бом (Белый Бом) и село Чибит, через 7 км будет крупное село Акташ.

В Акташе поворачиваем налево в сторону Улагана. Выезжаем из Акташа, проезжаем Красные ворота, Улаганские озера, Улаганский перевал. В селе Улаган нужно уходить направо по указателю в сторону сел Саратан и Язула. До Саратана идет сносная грунтовка, дорога проходит по правому берегу Башкауса.

После Саратан дорога еще 15 км будет идти вдоль Башкауса, потом повернет налево и пойдет уже вдоль небольшой речушки Йолду. Дорога ухудшается. Примерно через 25 км выходим на перевал Ажу, технически достаточно трудный, высота 2163 м. После перевала будет спуск вдоль реки Верхний Тартагай к Чулышману, где через него стоит автомобильный мост. За мостом село Язула.

До самого Чертова моста можно добраться только пешком. От Язулы примерно 5 км вверх по течению Чулышмана.

Карта

Достопримечательности рядом

6 км
53.9 км
56.5 км
56.8 км
57 км
57.7 км
59.3 км
59.9 км

Где остановиться

от 150 руб.
от 200 руб.
от 400 руб.
от 500 руб.
от 600 руб.
от 350 руб.
от 1200 руб.

Комментировать